Консультация
Получить прайс-лист
Аброськин Олег Коммерческий директор
Оставьте Ваши контактные данные и мы свяжемся с Вами!
Оставьте свой e-mail и мы вышлем Вам полный прайс-лист
Заявка отправлена
Наш менеджер свяжется с вами в течении 30 минут
Консультация
Смотреть видео предприятия

Государственная политика развития промышленности минеральных удобрений

14 Мая
Поделится

Стратегические ориентиры

Стратегические ориентиры развития промышленности минеральных удобрений заложены в «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года». В настоящее время осуществляется разработка плана мероприятий («дорожной карты») по развитию производства минеральных удобрений в Российской Федерации на период до 2025 года. Дорожная карта, как следует из сообщений Минпромторга, будет вынесена на утверждение в правительство в 2017–2018 гг. 

Согласно Стратегии, потребление минеральных удобрений в Российской Федерации возрастет с 39 кг/га в 2012 г. до 55,7 кг/га в 2030 г., что, однако, существенно ниже прогнозируемого объема потребления минеральных удобрений в развитых странах, составляющего около 90 кг/га. Позитивная динамика прослеживается: в 2015 г. объем внесения минудобрений достиг 42,2 кг/га, что даже выше целевого показателя на этот год, указанного в Стратегии (41,6 кг/га). Рост внутреннего потребления минудобрений, а также рост доли российских производителей на мировом рынке предполагается обеспечить вводом новых мощностей по удобрениям и сырью для их производства.

Первый вариант документа был разработан в 2012–2013 гг. и актуализирован с учетом новых экономических условий в 2014–2016 гг. Самый свежий взгляд на будущее российской нефтехимии отражен в редакции «Стратегии-2030» от 14 января 2016 г. В документе пересмотрены в сторону кардинального уменьшения прогнозные ожидания по вводу новых мощностей и балансу спроса и предложения, а показатели, заложенные в исходном варианте Стратегии, рассматриваются по большинству продуктов химической отрасли в качестве инновационного сценария. 

В Стратегии предполагается, что к 2020 г. производственные мощности вырастут до 32,1 млн тонн в случае консервативного сценария (+34% к уровню 2015 г.) и до 42,5 млн тонн (+77%) – в случае инновационного. Реалистичный сценарий предполагает рост мощностей до 34,2 млн тонн. 

Инвестиционные проекты, рассматриваемые в Стратегии и актуальные на момент проведения исследования сроки их реализации приведены в таблице ниже. Новые экономические условия становятся причиной пересмотра инвестиционных программ в химической отрасли, сроки запуска новых мощностей сдвигаются, что вносит коррективы в потенциал развития производства. Однако в промышленности минеральных удобрений ситуация несколько лучше, чем, например, в полимерной. Значительная часть заявленных проектов реализуется болееменее в срок. Самые проблемные – проекты по освоению калийных удобрений (в частности, на 7 лет позже ожидаемого будет начата промышленная эксплуатация Гремячинского месторождения «ЕвроХима», неоднократно переносились сроки завершения разработки Талицкого участка Верхнекамской калийной компании), а также новые крупные заводы по выпуску азотных удобрений, для части которых не решен пока вопрос с сырьем (проекты на Дальнем Востоке и в Калининградской области). При этом существуют проекты, не включенные в Стратегию. И это также влияет на прогноз объемов производства, но уже со знаком плюс. Так, в начале 2017 г. «ФосАгро» заявило о планах строительства производства экстракционной фосфорной кислоты на заводе АО «Метахим» (Ленинградская обл.) мощностью 105 тыс. тонн в год, что позволит увеличить выпуск сложных трехкомпонентных минеральных удобрений более чем на 50% и довести его до 385 тыс. тонн в год. Этот и другие проекты включены в таблицу для формирования более полной картины потенциальных инвестпроектов (выделены цветом). 

 

 

 

 

3.2.Меры государственной политики в отношении промышленности минеральных удобрений и госрегулирование внутреннего рынка

В отношении российских производителей предусмотрена поддержка преимущественно в части сохранения долгосрочной конкурентоспособности. Государственная поддержка предприятий и меры стимулирования промышленной деятельности осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации». Основным рабочим документом в настоящее время является государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Основным институциональным образованием, предоставляющим поддержку в рамках проектного финансирования, субсидии под кредиты и прочие меры, является Фонд развития промышленности (ФРП).

Производители минеральных удобрений активно используют предоставленные государством возможности. Так, в 2016 г. субсидии в размере 2 млн руб. по Постановлению Правительства №3 получил «КуйбышевАзот» (проект строительства установки для получения сульфатнитрата аммония стоимостью 1 740 млн руб.), в 2015 г. 31 млн руб. субсидий было выделено на строительство установки аммиака «Щекиноазот» (стоимость проекта – 4 700 млн руб.). В конце 2016 г. первый в стране специальный инвестиционный контракт (СПИК) подписала МХК «Еврохим» (строительство Усольского калийного комбината с объемом инвестиций в 115 млрд руб.). Еще один проект МХК «Еврохим» – по разработке месторождения апатитового концентрата на Ковдорском ГОКе – получил статус приоритетного регионального инвестиционного проекта.

Ключевым фактором, определяющим спрос на минеральные удобрения на внутреннем рынке, является государственная политика в сфере АПК. В 2016 г. на поддержку аграриев государство выделило 221,9 млрд руб. (в т.ч. 75 млрд руб. – из резервного фонда). В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» на развитие сельского хозяйства предусмотрено выделение 215,9 млрд руб., что, впрочем, на 2,7% ниже уровня 2016 г. В 2018 и 2019 гг. запланированный объем финансирования еще ниже – 198 и 194 млрд руб. И эти суммы меньше, чем в утвержденной редакции Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013–2020 гг. (в 2017 г. – 300,2 млрд руб., в 2018 г.– 324,0 млрд руб., в 2019 г. – 337,8 млрд руб.).

Правовое регулирование мероприятий, направленных на реализацию государственной программы развития АПК и решение задач импортозамещения, осуществляется на базе более чем 200 нормативных правовых актов, которые прямо или косвенно влияют на развитие сельского хозяйства РФ. Государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. В начале 2017 г. был разработан проект госпрограммы в новой редакции (на момент проведения исследования – не утвержден).

Как было отмечено выше, серьезные изменения коснутся объемов финансирования АПК (в сторону снижения). Кроме того, судя по результатам обсуждения предлагаемых изменений, в 2017 г. аграрный сектор РФ ожидает «финансовая революция», которая будет заключаться в кардинальном пересмотре механизмов субсидирования аграриев. Главное нововведение (уже утвержденное Д.А. Медведевым 29 декабря 2016 г.) – возможность кредитования под 5% годовых. Перечень финансируемых видов деятельности включает более 30 направлений (от покупки минудобрений до строительства новых мощностей). Механизм должен упростить получение средств аграриями, так как компенсации предлагается перечислять напрямую банкам. Однако, поскольку соглашения с банками зимой были только в стадии подписания, воспользоваться льготами аграрии смогли, как минимум, с месячной задержкой. Также не до конца понятны гарантии выдачи кредитов: пока в бюджете на 2017 г. под эти цели выделено 21,3 млрд руб., обсуждается возможность выделения еще 14 млрд. Банки сразу заявили, что «денег всем не хватит», а приоритеты распределения поддержки между аграриями не прописаны. 

Кроме того, предлагается резко сократить число субсидий – с 54 до 7 – путем их объединения. В результате регионы сами смогут решать, на какие направления АПК выделять средства, кроме того, на регионы переходит ответственность за софинансирование. В настоящее время четкого понимания, как именно будет работать новый механизм, нет. Игроки рынка опасаются, что из-за объединения субсидий усложнится процесс получения средств на «сложные» стратегические проекты с долгими сроками окупаемости, а размер поддержки станет непрозрачным и трудно прогнозируемым для инвесторов. 

Также Минсельхоз не исключает возможность корректировки механизма несвязанной поддержки отрасли растениеводства путем включения в число параметров для расчета субсидий уровня внесения удобрений. В 2013 г., после вступления России в ВТО, уже имело место кардинальное изменение субсидирования АПК: субсидии, предоставляемые на приобретение удобрений, семян и средств защиты растений, были заменены единой погектарной выплатой. За четыре года, прошедшие с перехода на несвязанную поддержку аграриев, эффективность разработанного механизма продолжает вызывать вопросы. По оценке экспертов, введение выплаты в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур привело к сокращению выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям в абсолютном выражении. Особенно сильно повлияло нововведение на те области растениеводства, где высоки затраты на единицу площади (например, свекловодство), так как оно привязано к посевным площадям, а не к технологиям производства. Оценить, какое количество средств господдержки пойдет на приобретение удобрений, затруднительно, поскольку аграрии самостоятельно определяют, на что тратить деньги. Также существуют прецеденты задолженности государства по субсидиям, но в области инвестиционного финансирования. В настоящее время в правительстве ведется обсуждение того, каким образом усовершенствовать механизмы доведениясубсидийдоаграриев.

Одним из самых болезненных вопросов на внутреннем рынке минеральных удобрений остается ценообразование. Ситуация усложнилась с переходом на принцип экспортного паритета в 2013 г. после вступления в ВТО и крайне обострилась после взлета цен на минудобрения в рублевом эквиваленте в 2014 г. В ходе переговоров между правительством, аграриями и производителями было достигнуто соглашение о предоставлении скидок и заморозке цен на удобрения в период весенней и осенней посевной, что стало оптимальным компромиссом по сравнению с обсуждавшимися ранее вариантами введения экспортных пошлин. Для решения проблем ценообразования была создана специальная межведомственная комиссия Минпромторга, Минсельхоза, ФАС, Госдумы, федеральных органов власти и отраслевых союзов. ФАС проводит регулярный мониторинг обеспеченности российских аграриев удобрениями и соблюдения договоренностей по ценам, достигнутых перед посевными. 

Важно отметить, что вопрос специальных цен поднимался не только аграриями, но и производителями сложных удобрений, желающими получать сырье по более низкой цене (правила ценообразования, по мнению игроков, должны быть одинаковыми по всей цепочке производства минудобрений). В ответ на это в 2015 г. ФАС предложила перейти на формульный подход к ценообразованию, учитывающий долю сырья в стоимости сложных удобрений, объем их реализации в России и размер скидки для российского агропрома от экспортной цены. Однако такой подход вызывает большие вопросы, так как нарушает принципы конкуренции на внутреннем рынке и может привести, в конечном счете, к тому, что на один и тот же товар сложатся разные цены для разных потребителей (производство минудобрения – далеко не единственный рынок сбыта для хлорида калия, аммиака и прочих видов сырья). Кроме того, в промышленности минудобрений крупные производители зачастую имеют преимущества при обеспечении сырьем. И в каждой из сырьевых групп (фосфор, сера, и даже азот) в той или иной степени есть конфликты по цене закупок (например, «Уралхим» – «ФосАгро» в части апатитового концентрата, «ФосАгро» – «Газпром сера» – по части серы). Пока единственный монопольный сегмент – калий, однако в ближайшие годы с введением новых мощностей ситуация должна измениться, и кардинально менять правила игры, взбудораживая рынок, не представляется целесообразным. Тем более что в настоящее время цены в определенной мере стабилизировались, курс рубля - тоже, то есть ситуация перестала быть такой критичной, как в 2015 г.

При этом, учитывая приоритетность аграрного сектора с точки зрения продовольственной безопасности, важно сохранить поддержку АПК в виде государственных механизмов субсидирования (в том числе в области финансирования приобретения удобрений), компенсируя таким образом постепенный переход к рыночному ценообразованию в отрасли минудобрений (при сохранении принципа заморозки цен перед посевными на текущем этапе). Угрозу приоритетности внешних рынков перед внутренними можно предотвратить путем сохранения механизма обязательств производителей по запрошенным российскими аграриями объемам поставок удобрений. 

Государство прилагает усилия для сохранения позиций российских производителей минеральных удобрений на мировом рынке. С одной стороны, этому способствует поддержка инвестиционной активности компаний, направленной на модернизацию и повышение эффективности производственных мощностей. Не менее важными являются усилия по снятию торговых ограничений, вводимых третьими странами в отношении продукции российского производства. Однако на конкурентоспособность российских производителей сильно влияет рост цен на тарифы естественных монополий (подробно об этом рассказано в разделе, посвященном экспортному потенциалу). Например, с учетом того, что расположение заводов в глубине страны ставит их в крайне невыгодное положение по сравнению с зарубежными конкурентами, введение в 2015 г. РЖД повышающего коэффициента на экспортируемые минудобрения в размере 13,4% крайне негативно повлияло на отрасль. В 2016 г. в условиях падения мировых цен на удобрения отрицательное влияние этого фактора усилилось. Несмотря на то что отрасль перестала быть «сверхприбыльной», РЖД продлило действие повышающих коэффициентов на 2017–2019 гг. (правда, снизив его до уровня 10%). Кроме того, были озвучены планы повысить тарифы на ж/д перевозки сверх базовой индексации (т.е. выше уровня прогнозируемой инфляции). Представляется целесообразным проводить корректировку повышающих тарифов в случае устойчивого изменения рыночной ситуации. 

3.3.Возможные направления развития государственной политики

Промышленность минеральных удобрений останется экспортноориентированной, так как производственные мощности кратно превышают потребности внутреннего рынка. В связи с этим представляется необходимым поддерживать условия, при которых российские производители сохранят конкурентоспособность на мировом рынке, несмотря на ужесточение конкурентной борьбы. Этому могут способствовать:

•      поддержка производителей в торговых спорах по снятию дискриминационных ограничений, вводимых третьими странами в отношении российской продукции;

•      сохранение действующих механизмов государственной поддержки инвестиционных проектов, направленных на модернизацию действующих мощностей (с целью снижению расхода сырья, материальных затрат, повышения энергоэффективности производств и т.п.);

•      сохранение действующих механизмов государственной поддержки инвестиционных проектов, направленных на развитие мощностей (при этом представляется важным уделять особое внимание проектам по организации производства новых видов сложных удобрений, удобрений с улучшенными потребительскими свойствами и др. высокомаржинальных продуктов);

•      ограничение роста тарифов естественных монополий (превышающих уровень инфляции) и недопущение критичного роста налоговой нагрузки на отрасль.

Усилия, направленные на сохранение позиций РФ на мировом рынке, должны сопровождаться стимулированием развития внутреннего рынка посредством сохранения хотя бы на текущем уровне объемов субсидирования, а также совершенствования механизмов распределения субсидий и доведения их до аграриев. При этом при определении размера субсидий должны учитываться такие направления затрат, как:

•      собственно приобретение минеральных удобрений (с учетом специфических требований к объемам внесения под те или иные культуры – т.е. технологии растениеводства), а также затраты на их хранение и транспортировку;

•      необходимость инвестирования в развитие инфраструктуры по внесению минеральных удобрений (в том числе требующих специализированного оборудования для внесения); 

•      необходимость роста доли более дорогих сложных удобрений в структуре закупок и интенсификации сельского хозяйства. 

Также необходимо стимулировать развитие производства в РФ удобрений в мелкой фасовке, поддерживая тем самым малый фермерский бизнес. 

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

4.1.Макроэкономические факторы и конъюнктура мирового рынка

Ключевой фактор, определяющий рост использования минеральных удобрений в долгосрочной перспективе, – активный прирост населения земного шара и обострение проблемы обеспечения продовольствием. 

В среднесрочной же перспективе основным сдерживающим фактором как для роста потребления удобрений в мире, так и для повышения их стоимости, станет, по всей видимости, тенденция более низких мировых цен на основные сельскохозяйственные культуры. Снижение интереса к биотопливу в период низких цен на углеводороды также будет играть не в пользу рынка минудобрений. И все же эксперты оптимистично оценивают перспективы 2016/2017 с/х года. По оценкам IFA, спрос вырастет на 2,1% – до 187,6 млн тонн, в первую очередь благодаря «низкой базе» 2015/2016 гг. Несмотря на позитивную динамику, среднегодовые темпы роста в среднесрочной перспективе до 2020 г. останутся на достаточно низком по сравнению с предыдущей декадой уровне – 1,6%. При этом с каждым годом на точность прогнозов все больше влияют сложно прогнозируемые факторы: геополитическая нестабильность и погодные аномалии. В целом эксперты ожидают, что к 2020 г. мировой спрос на удобрения приблизится к 200 млн тонн в действующем веществе. При этом рост спроса на калий может превысить 2% в год, спрос на азотные и фосфорные удобрения будет расти медленнее. Таким образом, можно ожидать некоторой перебалансировки рынка по соотношению питательных веществ. Изменения в товарной структуре спроса будут также связаны с тем, что растет востребованность удобрений с улучшенными потребительскими свойствами (пролонгированного действия, с микроэлементами). 

В географическом разрезе продолжится снижение спроса в Северной Америке, Западной и Центральной Европе, где работают над эффективностью применения удобрений, что ведет к снижению необходимых объемов внесения. Другие регионы будут увеличивать потребление. Наиболее заметные положительные изменения в объемах использования минудобрений ожидаются в Латинской Америке, Южной Азии и Африке. Ключевыми драйверами роста спроса на калий будут Китай, Индия, Бразилия и Индонезия. Спрос на фосфор будет расти более умеренными темпами, движимый в первую очередь ростом рынков Индии, Бразилии и Аргентины. Спрос на азотные удобрения будет расти активнее всего, стремясь отыграть падение 2016 г.

Конкуренция на мировом рынке останется острой. Ввод новых мощностей в ближайшие годы продолжится. По данным IFA, суммарный прирост мощностей к 2018 г. может составить: по аммиаку – 16% к уровню 2014 г. и достигнуть 250 млн тонн NH3, по карбамиду – 21% (+44 млн тонн д.в.). Наиболее значительный прирост ожидается в Восточной Азии (Китай, Индонезия), Восточной Европе (РФ), Северной Америке (США), Африке (Алжир, Египет, Нигерия). При этом в азотном сегменте можно ожидать постепенного вытеснения наиболее затратных китайских производителей новыми мощностями за пределами Китая. Новые мощности, вводимые в стране, будут лишь частично замещать выбывающие. Тем не менее, учитывая долю этой страны в мировом производстве и экспорте азотных удобрений, уровень издержек китайских производителей останется определяющим для мировых цен. 

В фосфорном сегменте основной прирост мощностей обеспечат Саудовская Аравия (+3,5 млн тонн в год в 2017 г.) и Марокко (+1,8 млн тонн в год). Существуют и другие проекты (в том числе в странах СНГ – в Казахстане и Узбекистане), однако точных данных о сроках запуска и мощностях пока нет. 

Особая ситуация на рынке хлорида калия. Крупнейший проект реализуется в Канаде (Jansen, 8 млн тонн), но в настоящий момент нет ясности со сроками. Активно работают над строительством новых рудников российские «Акрон» и «Еврохим». В 2017 г. ожидается ввод в эксплуатацию новых шахт в Канаде (K+S Kali, 2,8 млн тонн) и Туркменистане (Туркменхимия, 1,4 млн тонн). В 2020 ж/д 2021 гг. ожидается также расширение мощностей в Беларуси. Важным для рынка является сообщение об открытии месторождения калийных солей в Китае. Пока озвученные запасы (156 млн тонн)не сопоставимы с ведущими игроками (для сравнения, запасы сильвинита на Верхнекамском месторождении превышают 8 млрд тонн), однако продолжается доразведка. В любом случае, в ближайшие годы новые месторождения не будут введены в эксплуатацию и не повлияют на объемы мировой торговли с КНР. В долгосрочной перспективе это может заметно изменить архитектуру мирового рынка. 

В период до 2020 г. определяющее влияние на калийный рынок будут оказывать действия ключевых игроков. В частности, может быть продолжена политика искусственного ограничения роста объемов производства для сохранения баланса на рынке. Кроме того, рост конкуренции за счет ввода новых мощностей будет несколько сбалансирован выбытием старых (и/или неконкурентных). Так, PotashCorp в январе 2016 г. приняла решение на длительный период закрыть запущенный в 2015 г. проект «Пикадилли» мощностью в 1,8 млн тонн в год. Mosaic остановила производство на своей шахте Colonsay, аналогичным путем пошел и американский производитель Intrepid. Всего по сообщениям североамериканских игроков, в ближайшие годы могут быть выведены до 7 млн тонн мощностей. Часть месторождений – из-за истощения запасов, часть переориентируют с хлорида калия на выпуск комплексных удобрений. И также не исключается закрытие некоторых шахт для балансировки рынка.

В целом инвестиционный цикл в мировой промышленности минеральных удобрений, как ожидается, закончится к 2018 г., когда будет завершена большая часть проектов. Именно тогда ожидается максимальный профицит на рынке (около 9% по азоту, 8% по фосфору, 26% по калию). Затем за счет спроса баланс будет постепенно восстанавливаться. 

4.2.Экспортный потенциал российских производителей

Обострение конкуренции на мировом рынке минеральных удобрений усложнит положение российских компаний в ближайшие годы. Однако, несмотря на обострение конкуренции, в период 2016–2018 гг. российские производители азотных и смешанных удобрений сохранят устойчивые позиции на мировом рынке. Данный прогноз обусловлен тем, что при достаточно умеренной государственной политике в области индексирования цен на газ, они в течение рассматриваемого периода будут сохраняться на сравнительно низком уровне. Ощутимый вклад в поддержание конкурентоспособности российской продукции внесут также мероприятия по повышению энергоэффективности и снижению показателей расхода сырья, усилия по расширению марочного ассортимента выпускаемых удобрений (подробно анализ этих и других факторов, влияющих на конкурентоспособность российских производителей, приведен в разделе «Основные игроки рынка»). 

Ситуация на калийном рынке, как было отмечено выше, будет определяться производственносбытовой политикой главных мировых игроков, а также закупочной политикой главных покупателей (Китай/Индия). «Уралкалий» сохранит свои позиции в топе в любом случае, однако объем отгрузок точно предсказать сложно. 

4.3.Развитие внутреннего рынка

Емкость внутреннего рынка будет иметь тенденцию к расширению, при этом сохранится негативное влияние ограниченного платежеспособного спроса российского АПК. Стимулировать спрос со стороны российского сельского хозяйства будет реализация программ импортозамещения и мероприятий, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства на 2013–2020 гг. Среди главных приоритетов дальнейшего развития АПК выделяется сохранение и увеличение почвенного плодородия, что планируется обеспечить, в том числе, ростом внесения удобрений. В перспективе до 2020 г., при условии реализации поставленных правительством задач, внесение удобрений может увеличиться до 55,7 кг на гектар посева против 40,8 кг в 2014 г. Объемы финансирования развития сельского хозяйства, судя по проекту госпрограммы 2017 г., будут заметно ниже, чем предполагалось ранее. Однако благодаря тому, что рост использования удобрений российским с/х в 2015–2016 гг. шел с опережением (как отмечено в обзоре внутреннего рынка), можно ожидать, что целевые показатели программы могут быть достигнуты. 

В 2017 г., по данным Минсельхоза, для проведения сезонных полевых работ российским аграриям необходимо приобрести 2,8 млн тонн д.в. минеральных удобрений. При условии реализации поставленных Правительством задач спрос со стороны АПК в 2020 г. может превысить 4 млн тонн д.в.

Спрос со стороны промышленного сектора, как ожидается, сохранится на текущем уровне с незначительной тенденцией к увеличению. При этом крупнейший потребитель – «Метафракс» – реализует проект по строительству собственных мощностей аммиака-карбамида, что приведет к снижению объемов закупок этого сырья на свободном рынке. 

За счет роста объемов выпуска сложных удобрений можно ожидать значительного «внутриотраслевого» роста потребления базовых удобрений. 

4.4.Прогноз развития внутреннего производства

Российское производство в ближайшие годы будет развиваться за счет инвестиционных проектов по расширению мощностей, реализуемых компаниями. В 2017 г. основной вклад в рост производственных показателей внесут новые установки, запущенные в 2015–2016 гг. 

В среднесрочной перспективе самые значимые изменения ожидаются на рынке хлорида калия, где к 2020 г. мощности могут вырасти на 4,6 млн тонн в физ. весе и появится новый игрок – «ЕвроХим». Также серьезно вырастут мощности по производству карбамида (более чем на 3 млн тонн), сульфата аммония (около 0,7 млн тонн). Мощности по выпуску сложных удобрений, судя по заявленным проектам, увеличатся почти на 0,2 млн тонн (без учета туков). 

При этом внутренний спрос, хотя и будет расти, останется на незначительном, по сравнению с возможностями производства, уровне. Таким образом, уровень загрузки новых мощностей будет зависеть от ситуации на мировом рынке и конкурентоспособности российских компаний. 

Прогноз на 2017–2020 гг. основан на том, что российские производители сохранят позиции на мировом рынке как за счет мероприятий, направленных на развитие марочного ассортимента и дистрибуции, так и за счет компенсационных факторов (вероятных отсрочек ввода новых мощностей). В этих условиях можно ожидать роста объемов производства с достижением в 2020 г. прироста в 13% по отношению к уровню 2016 г. Рост станет возможным в случае запуска новых мощностей в срок (с учетом имеющихся по состоянию на I квартал 2017 г. информации о ходе реализации проектов). Основной вклад в положительную динамику внесут азотные и сложные удобрения. По факту ввода в эксплуатацию калийных рудников «ЕвроХима» также заметно может вырасти производство калийных удобрений. Появление собственной сырьевой базы даст стимул для роста объемов производства и смешанных удобрений на мощностях компании.

 

Поделится